Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Базовые удары

Клапштос 

      Один из основных ударов, позволяющих "положить" шар наверняка.
   При ударе строго в  центр шара в плоскости параллельной поверхности бильярда, биток получает только поступательное движение вперед и столкнувшись с "чужим" шаром, остановится на месте. Играемый шар отскочит в желаемом направлении.
   Будучи полезным и красивым ударом, клапштос легко выполняется на близком расстоянии от прицельного шара и очень труден на дальнем. 

 

Клапштос     Но наиболее трудновыполним клапштос, если биток остановился, плотно прижавшись к тому борту, со стороны которого его предстоит играть.

В данном случае удар наносится несколько необычно: толстый конец кия поднимается вверх с расчетом, чтобы наклейкой коснуться точки, наиболее близкой к центру шара. 

Клапштос, удар в центр шара является краеугольным камнем всей бильярдной техники, а потому, не освоив его, нельзя переходить к обработке других, более сложных ударов.

 Остальные восемь ударов носят общее название эффе, то есть "крученый" удар, от которого шар при поступательном движении начинает еще и вращаться (удары с вращением).

 

Накат

накат

(удар в верхнюю точку строго над центром битка).

Часто бывает нужно, чтобы "свой" шар после соприкосновения с "чужим" пошел вперед. 

Для этого наносится протяжный длинный удар в верхнюю часть битка. При этом биток, кроме толчка в направлении от игрока, получит вращательное движение и после столкновения с играемым шаром, задержавшись на мгновение, покатится вперед. Такой накатной удар обычно охотно применяют новички, так как особых сложностей он не вызывает. Считается, что при накате удар и прицел наиболее верны.

 

 Оттяжка

оттяжка

(удар в нижнюю точку строго под центром битка). 

Если требуется, чтобы после соприкосновения шаров "свой" ушел назад, то удар наносится в нижнюю часть битка. 

При этом, в противоположность накатному удару, вместе с поступательным движением вперед биток получит вращение вокруг горизонтальной оси в обратную сторону и, задержавшись на месте, после удара покатится назад. 

Оттяжка считается одним из самых красивых и трудных ударов. Ее применение весьма обширно. При оттяжке важны мгновенность и мягкость удара. 

Большое значение при этом имеет состояние наклейки. Только хорошо намеленная, закругленная, эластичная и шероховатая ее поверхность даст возможность правильно выполнить удар.

 

   Рассмотренные первые три удара обеспечивают либо остановку битка, либо движение его после столкновения с играемым шаром вперед или назад. Клапштос, накат и оттяжку принято относить к простым ударам. Если же необходимо, чтобы после столкновения с прицельным шаром "свой" покатился вправо или влево, то применяются более сложные боковые или французские удары. 

Появились эти удары на первых безлузных французских бильярдах в карамбольных партиях. Большое распространение они получили лишь после усовершенствования киев и появления кожаной наклейки. 

Главное достоинство боковых ударов заключается в возможности посредством их выполнять отыгрыш и выход. 

 

Правый боковик

правый боковик

(удар в точку строго вправо от центра битка).

При таком ударе биток получает, кроме поступательного движения вперед, вращательное движение вокруг вертикальной оси, проходящей через центр шара, против часовой стрелки и, столкнувшись с играемым шаром, передав ему поступательное движение, завертевшись волчком и увлекаемый своим вращательным движением, пойдет только вправо.

 

 Левый боковик

левый боковик

(удар в точку строго влево от центра битка).

Действие данного удара аналогично предыдущему, только биток получает вертикальное вращение по часовой стрелке и после столкновения с другим шаром пойдет только влево. 

 

Следующие четыре удара являются наиболее сложными и носят название комбинированных ударов, так как включают в себя одновременно элементы боковых ударов, а также наката или оттяжки. Иногда такие удары называют боковой накат или боковая оттяжка. 

 

 Верхний правый боковик или накат вправо

накат вправо

(удар в точку вправо и вверх от центра битка). 

Данный удар выполняется, если надо, чтобы биток после столкновения с прицельным шаром покатился вправо и при этом вперед. Удар кием наносится в верхнюю правую часть шара плавно и протяжно. Этот удар сообщает шару три вида движения:

- поступательное движение вперед,

- ускоряющее движение - накат,

- некоторое, на глаз едва заметное, отклонение в правую сторону благодаря боковому вращению шара вокруг вертикальной оси, т. е. эффе.

 

 Верхний левый боковик или накат влево

накат влево

(удар в точку влево и вверх от центра битка). 

Последствия такого удара аналогичны предыдущему, только биток уходит влево и вперед.

 

 Нижний правый боковик или оттяжка вправо

оттяжка вправо

(удар в точку вправо и вниз от центра битка).

В результате данного удара биток после столкновения "оттягивается" назад и вправо.

 

 Нижний левый боковик или оттяжка влево

оттяжка влево

(удар в точку влево и вниз от центра битка). 

Следствия этого удара: "свой" шар, столкнувшись с играемым, "оттягивается" назад и влево. 

    Однако не всегда следует ударять точно в одну из указанных девяти точек битка. Большое значение здесь имеет удаление "своего" шара от играемого. Например, если перед ударом накатом биток стоит на расстоянии 0,5 - 2,5 м от прицельного шара, то удар кием наносится примерно в точку, расположенную посередине между центром "своего" шара и его верхним краем.

    В этом случае при ударе о другой шар биток хотя и потеряет часть полученной энергии, но сохранит вращение вокруг горизонтальной оси, которое и даст ему возможность продолжать движение намного дольше, чем если бы у него такого вращения не было.

    Если же "свой" шар отстоит от прицельного на 0,2 - 0,5 м, то при таком ударе кием по битку наката не получится, ибо шар на столь коротком отрезке не успеет получить вращение нужной силы. Поэтому в данном случае для получения наката наносится короткий сильный удар почти в самый верхний край шара.

   Точно так же необходимо производить корректировку при выборе точки удара с учетом взаимного расположения битка и играемого шара при выполнении оттяжки и боковых ударов. 

 

   При игре отраженных шаров, т.е. дуплетов, триплетов и т.д., надо помнить три закона физики, применимые на бильярде:

1. Угол падения равен углу отражения (при простом ударе).

2. Угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике).

3. С увеличением числа ударов шара о борт возрастает вероятность попадания его в одну из луз (если начальное движение шара не перпендикулярно и не параллельно ни одной из линий бильярда). 

    Итак, основными ударами при игре отраженных шаров являются:

А) Дуплет; 

В) Абриколь.

 

 Дуплет

    Дуплет - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу.

Играть дуплетом можно вне зависимости от того, стоит ли прицельный шар около борта или нет. Вся разница будет в прицеле. Для результативного исполнения дуплета естественно необходимо правильно рассчитать точку нанесения удара по битку (см. удары кием по битку) и точку прицела.

 

 Прямой дуплет

    В данном случае прицельный шар бьют прямо "в лоб", в самый центр шара. Сила удара при игре прямым дуплетом в среднюю и угловую лузу различна. Дуплет в среднюю лузу выполняют несильным ударом с расчетом, что если шар не сыграет, а стукнется о губки лузы, то он отойдет на некоторое расстояние и явной подставки не произойдет.

В угловую же лузу надо играть только сильным ударом. Если сыграть тихим, то при неточном ударе подставки не избежать.

 

 Резаный дуплет

резаный дуплет

Этот удар более сложен, чем "прямой" дуплет. В позиции, когда угол падения не равен углу от ражения, прицельный шар надо "резать", а не играть "в лоб". При этом угол отражения может увеличиться по сравнению с углом падения. 

 

 Круазе

круазе

Удар выполняется также, как и "резаный" дуплет, но в случае, когда биток стоит под очень тупым углом к линии, соединяющей средние лузы. 

 

 Абриколь

абриколь

  Напомним, абриколь - это удар, при котором, биток сначала ударяется о борт, а затем в прицельный шар.

Например. Если прицельный шар закрыт промежуточными шарами, то играть можно битком, пущенным в сторону от них и отраженным от борта. Биток можно слегка подкрутить влево или вправо в зависимости от положения битка.

  В данном случае биток можно подкрутить влево. На практике борта не обладают такой же отражающей способностью, как зеркало в случае со светом. Таким образом, закон о равенстве угла падения и угла отражения не абсолютно верен на бильярде (но очень близок к этому).

Шар после удара о борт приобретает вращательное движение и немного отклоняется от предполагаемой траектории движения. И это необходимо учитывать, т.е. целиться в точку, находящуюся чуть ближе к битку. Придавая битку поступательное, вращательное или комбинированное движение, он отразится от борта под разным углом.

  При исполнении абриколя обычно используют легкий накат, чтобы шар катился естественным образом, а не был закручен или подрезан, иначе при ударе о борт угол отражения не будет естественным.

 Сильный накат увеличит отклонение от траектории. Это отклонение можно скомпенсировать более близким прицелом.

Оттяжка отклонит шар после удара о борт в противоположную сторону, по направлению к вам. Это можно скомпенсировать, перенеся точку прицела чуть дальше. 

 Любой боковик наиболее зрительно заметен при ударах от борта.

На этом ознакомительная (теоретическая) часть закончена и можно переходить непосредственно к урокам игры, где начнется не только теория но и практика.