Банер
   Главная       Чертежи      CD-диски      Уроки      Библиотека      Гостевая      Про меня     

<

Бесплатные рассылки:

Как стать профессионалом бильярда
 

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
 

 


Иконка

Бильярд на официальном сайте Международного и Европейского комитетов по пирамиде  

 

Возможно,
Ваш друг
давно ищет
подобную информацию!

Порекомендуйте
этот сайт своему другу
и получите в подарок
уникальную,
электронную книгу!

Имя друга:

Email друга:

Ваше имя:

 

 

 

 

 

 

 

Заработок с Google AdSense

 

 

 

Внимание!

С 16 апреля 2015 г. Книга:
Как сделать бильярдный стол для ПУЛА, имея в кармане 200$

находится в открытом доступе!
Читайте прямо
на сайте!

ШКОЛА БИЛЬЯРДА

Уроки бильярдной игры от Михаила Одинцова

 

Основы игры, часть вторая
Девять основных точек удара



Рисунок
Клапштос

(удар в центр битка).
Один из основных, позволяющих "положить" шар наверняка. При ударе строго по его центру в плоскости, параллельной поверхности бильярда, биток получает только поступательное движение вперед и, столкнувшись с "чужим" шаром, остановится на месте. Играемый шар отскочит в желаемом направлении.
Будучи полезным и красивым ударом, клапштос легко выполняется на близком расстоянии от прицельного шара и очень труден на дальнем.
Но наиболее трудновыполним клапштос, если биток остановился, плотно прижавшись к тому борту, со стороны которого его предстоит играть.
В данном случае удар наносится несколько необычно: толстый конец кия поднимается вверх с расчетом, чтобы наклейкой коснуться точки, наиболее близкой к центру шара.
Клапштос, удар в центр шара является краеугольным камнем всей бильярдной техники, а потому, не освоив его, нельзя переходить к обработке других, более сложных ударов.

Остальные восемь ударов носят общее название эффе, то есть "крученый" удар, от которого шар при поступательном движении начинает еще и вращаться (удары с вращением).



Рисунок

Накат

(удар в верхнюю точку строго над центром битка).
Часто бывает нужно, чтобы "свой" шар после соприкосновения с "чужим" пошел вперед.
Для этого наносится протяжный длинный удар в верхнюю часть битка. При этом биток, кроме толчка в направлении от игрока, получит вращательное движение и после столкновения с играемым шаром, задержавшись на мгновение, покатится вперед. Такой накатной удар обычно охотно применяют новички, так как особых сложностей он не вызывает. Считается, что при накате удар и прицел наиболее верны.





Рисунок
Оттяжка

(удар в нижнюю точку строго под центром битка).
Если требуется, чтобы после соприкосновения шаров "свой" ушел назад, то удар наносится в нижнюю часть битка.
При этом, в противоположность накатному удару, вместе с поступательным движением вперед биток получит вращение вокруг горизонтальной оси в обратную сторону и, задержавшись на месте, после удара покатится назад.
Оттяжка считается одним из самых красивых и трудных ударов. Ее применение весьма обширно. При оттяжке важны мгновенность и мягкость удара.
Большое значение при этом имеет состояние наклейки. Только хорошо намеленная, закругленная, эластичная и шероховатая ее поверхность даст возможность правильно выполнить удар.

Рассмотренные первые три удара обеспечивают либо остановку битка, либо движение его после столкновения с играемым шаром вперед или назад. Клапштос, накат и оттяжку принято относить к простым ударам. Если же необходимо, чтобы после столкновения с прицельным шаром "свой" покатился вправо или влево, то применяются более сложные боковые или французские удары.
Появились эти удары на первых безлузных французских бильярдах в карамбольных партиях. Большое распространение они получили лишь после усовершенствования киев и появления кожаной наклейки.
Главное достоинство боковых ударов заключается в возможности посредством их выполнять отыгрыш и выход.

* * *

Рисунок

Правый боковик

(удар в точку строго вправо от центра битка).
При таком ударе биток получает, кроме поступательного движения вперед, вращательное движение вокруг вертикальной оси, проходящей через центр шара, против часовой стрелки и, столкнувшись с играемым шаром, передав ему поступательное движение, завертевшись волчком и увлекаемый своим вращательным движением, пойдет только вправо.







Рисунок

 

Левый боковик

(удар в точку строго влево от центра битка).
Действие данного удара аналогично предыдущему, только биток получает вертикальное вращение по часовой стрелке и после столкновения с другим шаром пойдет только влево.

Следующие четыре удара являются наиболее сложными и носят название комбинированных ударов, так как включают в себя одновременно элементы боковых ударов, а также наката или оттяжки. Иногда такие удары называют боковой накат или боковая оттяжка.





Рисунок

Верхний правый боковик или
накат вправо

(удар в точку вправо и вверх от центра битка).
Данный удар выполняется, если надо, чтобы биток после столкновения с прицельным шаром покатился вправо и при этом вперед. Удар кием наносится в верхнюю правую часть шара плавно и протяжно. Этот удар сообщает шару три вида движения:
- поступательное движение вперед,
- ускоряющее движение - накат,
- некоторое, на глаз едва заметное, отклонение в правую сторону благодаря боковому вращению шара вокруг вертикальной оси, т. е. эффе.





Рисунок

 

Верхний левый боковик или
накат влево

(удар в точку влево и вверх от центра битка).
Последствия такого удара аналогичны предыдущему, только биток уходит влево и вперед.











Рисунок

Нижний правый боковик или
оттяжка вправо

(удар в точку вправо и вниз от центра битка).
В результате данного удара биток после столкновения "оттягивается" назад и вправо.











Рисунок

Нижний левый боковик или
оттяжка влево

(удар в точку влево и вниз от центра битка).
Следствия этого удара: "свой" шар, столкнувшись с играемым, "оттягивается" назад и влево.





Однако не всегда следует ударять точно в одну из указанных девяти точек битка. Большое значение здесь имеет удаление "своего" шара от играемого. Например, если перед ударом накатом биток стоит на расстоянии 0,5 - 2,5 м от прицельного шара, то удар кием наносится примерно в точку, расположенную посередине между центром "своего" шара и его верхним краем.

В этом случае при ударе о другой шар биток хотя и потеряет часть полученной энергии, но сохранит вращение вокруг горизонтальной оси, которое и даст ему возможность продолжать движение намного дольше, чем если бы у него такого вращения не было.

Если же "свой" шар отстоит от прицельного на 0,2 - 0,5 м, то при таком ударе кием по битку наката не получится, ибо шар на столь коротком отрезке не успеет получить вращение нужной силы.

Поэтому в данном случае для получения наката наносится короткий сильный удар почти в самый верхний край шара.
Точно так же необходимо производить корректировку при выборе точки удара с учетом взаимного расположения битка и играемого шара при выполнении оттяжки и боковых ударов.


При игре отраженных шаров, т.е. дуплетах, триплетах и т.д., надо помнить три закона физики, применимые на бильярде:
1. Угол падения равен углу отражения (при простом ударе).
2. Угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике).
3. С увеличением числа ударов шара о борт возрастает вероятность попадания его в одну из луз (если начальное движение шара не перпендикулярно и не параллельно ни одной из линий бильярда).

Итак, основными ударами при игре отраженных шаров являются:
А) Дуплет;
В) Абриколь.



Дуплет


Дуплет - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу.
Играть дуплетом можно вне зависимости от того, стоит ли прицельный шар около борта или нет. Вся разница будет в прицеле. Для результативного исполнения дуплета естественно необходимо правильно рассчитать точку нанесения удара по битку (см. удары кием по битку) и точку прицела.



Прямой дуплет


В данном случае прицельный шар бьют прямо "в лоб", в самый центр шара. Сила удара при игре прямым дуплетом в среднюю и угловую лузу различна. Дуплет в среднюю лузу выполняют несильным ударом с расчетом, что если шар не сыграет, а стукнется о губки лузы, то он отойдет на некоторое расстояние и явной подставки не произойдет.
В угловую же лузу надо играть только сильным ударом. Если сыграть тихим, то при неточном ударе подставки не избежать.



Резаный дуплет
Рисунок

 

 

Этот удар более сложен, чем "прямой" дуплет. В позиции, когда угол падения не равен углу от ражения, прицельный шар надо "резать", а не играть "в лоб". При этом угол отражения может увеличиться по сравнению с углом падения.







Круазе
Рисунок

 

 

Удар выполняется также, как и "резаный" дуплет, но в случае, когда биток стоит под очень тупым углом к линии, соединяющей средние лузы.







Абриколь


Рисунок

Напомним, абриколь - это удар, при котором, биток сначала ударяется о борт, а затем в прицельный шар.
Например. Если прицельный шар закрыт промежуточными шарами, то играть можно битком, пущенным в сторону от них и отраженным от борта. Биток можно слегка подкрутить влево или вправо в зависимости от положения битка.


В данном случае биток можно подкрутить влево. На практике борта не обладают такой же отражающей способностью, как зеркало в случае со светом. Таким образом, закон о равенстве угла падения и угла отражения не абсолютно верен на бильярде (но очень близок к этому).
Шар после удара о борт приобретает вращательное движение и немного отклоняется от предполагаемой траектории движения. И это необходимо учитывать, т.е. целиться в точку, находящуюся чуть ближе к битку. Придавая битку поступательное, вращательное или комбинированное движение, он отразится от борта под разным углом.


При исполнении абриколя обычно используют легкий накат, чтобы шар катился естественным образом, а не был закручен или подрезан, иначе при ударе о борт угол отражения не будет естественным.
Сильный накат увеличит отклонение от траектории. Это отклонение можно скомпенсировать более близким прицелом.
Оттяжка отклонит шар после удара о борт в противоположную сторону, по направлению к вам. Это можно скомпенсировать, перенеся точку прицела чуть дальше.
Любой боковик наиболее зрительно заметен при ударах от борта.

 

 

<<<_Начало * Часть вторая *  урок игры №1 >>>

 

Хедер